КОНСТАНТИНОВСКАЯ СЕЛЬСКАЯ БИБЛИОТЕКА
Меню сайта
Категории раздела
КАЛЕНДАРЬ ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ ДАТ [15]
НАРАБОТКИ-РАЗРАБОТКИ [23]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » НАРАБОТКИ-РАЗРАБОТКИ

Почему этот возраст называют опасным?

Каждый человек в своей жизни преодолевает период, который взрослые мрачно называют переходным. Это тот возраст, когда человек начинает осознавать самого себя и сравнивать с другими, чаще не в свою пользу. Находясь в поиске разрешения своих проблем, ответа на вопросы, подросток выбирает дорогу, связанную с опасностями.

С кем можно посоветоваться, у кого попросить помощи, поддержки? У родителей? Не всегда мы находимся в доверительных отношениях с ними. У друзей? Так они находятся в таких же раздумьях, да и жизненного опыта у них нет.

В такой ситуации лучше всего выбрать себе в собеседники книгу.

С 1998 г. в серии «Опасный возраст» вышло нескольких книг молодых писателей  о современных подростках, которые находятся в процессе становления, взросления, отсюда и опасения, связанные с его взаимоотношениями с самим собой и окружающим миром.

«Детство кончилось. Прежние авторитеты и запреты рухнули. Множество соблазнов манят, и все хочется попробовать самому. Юность прекрасна своими открытиями, но часто она и трагична», - такой эпиграф предпосылают серии ее создатели.

Авторы этих книг - люди зрелые. Каждый из них прошел «опасный возраст». И своими ощущениями, впечатлениями, уроками, которые они вынесли, хотят с вами поделиться.

В этих произведениях поднимаются разные проблемы: испытание дружбой, первая любовь, выбор компании, взаимоотношения детей и взрослых и другие.

 В рассказе Ирины Полянской «Выбор» мы знакомимся с двумя подругами. Каждой из них необходимо было сделать свой выбор в жизни.

В 7 «В» пришла новенькая девочка и сразу не вписалась в коллектив. «Света явилась с собственной шкалой ценностей и всегда поступала так, как ей хочется». На все у нее было свое мнение, и она никак не понимала, как можно дружить с классом? «Так не бывает! Или это абстрактное чувство, или утонченное лицемерие. И, в конце концов, — они же серые, они - никакие, и ты хочешь среди них затеряться? Что за беспринципность такая!» И главной героине приходится выбирать: или класс, или Света. Эта дружба была одним из первых уроков, которая преподала действительность.

В следующей повести этого автора «Посланник» главный герой Коля, оставшись рано без отца, пытается самостоятельно постигать жизненные законы, но не всегда у него это получается. Однажды мама наблюдала неприятную ситуацию, в которой оказался Коля, и она не могла не отреагировать на это.

«... Как - то раз мать, поднимаясь по лестнице, услышала как Коля, стоя на площадке первого этажа с товарищем, выругался. Увидев ее, он замер от страха. Мать прошла мимо него, не глядя, властной рукой взяла его за воротник и втащила в квартиру. Товарищ быстренько скатился вниз. Пока она раздевалась в коридоре, Коля стоял съежившись: ждал расплаты. Мать села перед ним на ящик с обувью и тихим серьезным голосом сказала, глядя ему в глаза: «Мне бы хотелось, чтобы ты со всеми людьми разговаривал на одном языке, а не подделывался всякий раз под твоих собеседников. Это недостойно: для одних держать в запасе одни слова, для других — другие. Такое притворство означает, что ты человек, зависимый от каждого - любой может навязать тебе свою манеру общения».

 Мама приходит сыну на помощь, разъясняя, казалось бы, простые истины, но такие важные в жизни.

Повесть Натальи Соломко «Горбунок» была написана  в конце 90-х годов. У главного героя повести Бориса Горбунова в его детской жизни наступили тяжелые времена: его старший брат уехал в деревню работать учителем, отца он не помнил, по семейной легенде он погиб во время испытания самолета, а мама почему-то всегда находилась на работе, а после работы она устраивала личную жизнь.

Он остался один-одинёшенек со своими проблемами. И в этот момент в их подъезде стали собираться «трудные подростки», мешая всем жильцам своими криками. Тогда Борис пригласил их к себе домой. «Это была самая счастливая пора в этой одинокой его детской зиме: ненавистная пустыня квартиры ожила, в ней появились другие люди, и тепло стало от человеческих голосов и совсем не страшно. А когда в квартиру вернулся брат, и он был занят собой, Горбунок перекочевал в подъезд, где собирались эти «трудные подростки».

«Дружба с «трудными подростками» охраняла его, хлипкого, не умеющего постоять за себя. Он так хорошо устроился в местной жизни, так почувствовал себя своим, что некий таинственный орган под названием душа будто и вправду отмер. И уже не стыдно было, и ничего не ныло внутри».

 Повесть Елены Матвеевой «Прощай, Офелия!» рассказывает нам историю о подростке, в семье которого пропал близкий ему человек – жена брата Люся. Однажды утром она ушла на работу и вечером не вернулась…

Прошло несколько лет, и он случайно на барахолке увидел свадебное платье Люси, он его узнал по пятнышку зеленки. И с этого момента он начинает расследование.

Перед нами предстает детективная история, в которой главный герой разгадывает  загадочную записку, исписанную «пляшущими человечками»,  узнает подробности о жизни Люси до замужества, знакомится со многими людьми, знавшими Люсю, и в итоге расследует преступление.

Как многие другие подростки Алексей сталкивается с такими ситуациями, в которых ему предстоит сделать выбор. Один из таких случаев касается возможности заработать «легкие деньги», ограбив поезд. В семье денег постоянно не хватало даже на продукты, тем более на модную одежду. Это было очень соблазнительно. Но… Алексей решил, что заработает себе на джинсы честным путем, а его близкий друг считал по-другому.

В одночасье можно круто изменить свою жизнь, поломать ее. И виноват в этом будешь только ты, потому что не продумал следующий шаг, который может последовать после твоего поступка, а иногда, как в этом случае, приходится платить дорогую цену.

В повести петербургской писательницы Екатерины Мурашовой «Барабашка - это я» - главный герой Сенька, подросток, обладающий уникальными способностями, которые пугают его. Чтобы примирить свой страх он сбегает из дома в Москву в поисках института, где изучают аномальные явления. Там он знакомится с другими ребятами, как он.

Андрей Воронцов – заведующий клиникой – помогает «барабашкам» управлять своей энергией, чтобы никому не навредить, обучает их «технике безопасности» для себя и других.

Сенька учится медленно, трудно, через чтение и думание, разговоры с Глашкой, другом по несчастью и Воронцовым о жизни, истории, книгах. Ему открывается грустная истина о том, что природа человеческая меняется медленно. Во все времена людьми управляли не только высшие помыслы, но злоба, корысть, жадность, зависть. Как сказала Глашка, «хоть сто книжек прочитай, а люди все те же, где других взять?». На этот вопрос есть только один ответ. И он не раз звучит в книгах серии «Опасный возраст».

События другой повести Екатерины Мурашовай «Обратно он не придет» разворачиваются в наши дни в Санкт-Петербурге. В центре внимания 13-летняя девочка Оля, которая, после развода родителей переехала на новое место жительства. Однажды в ее жизнь входят обитатели привокзальной «полосы отчуждения»: 15-летний Вася и 7-летний Женя. Они беспризорники - живут на улице, питаются, чем придется. Когда-то они жили в детском доме, но сбежали. Причина - бесчеловечность. Так для Оли открывается ранее неведомый мир - взрослый мир со своими проблемами, законами, совсем другая жизнь, о которой она даже не подозревала.

Не получив поддержки со стороны взрослых, Оля делает для ребят то, что может: играет с Женькой, читает ему книжки, устраивает прогулку по центру Петербурга, помогает вести нехитрый быт, буквально спасает внезапно заболевшего малыша благодаря медицинским познаниям, почерпнутыми от бабушки-педиатра.

      Автор истолковывает человечность как сопричастность и соучастие в судьбах других людей. А бесчеловечность – как безразличие.

Главное, что вынесла Оля из этого знакомства, это то, что «трудно в нашем мире оставаться человеком — не лгать, не льстить, не красть, не завидовать, но именно в этом суть жизни, ее стержень. При любых обстоятельствах необходимо оставаться ЧЕЛОВЕКОМ!»

 Тему беспризорного детства продолжает роман Альберта Лиханова «Никто».

  НИКТО – это не только сокращенное имя и фамилия Николая Топорова – безродного подростка, но и некий символ никомуненужности, которая, увы, стала данностью нашего времени для очень и очень многих детей, брошенных родней и, в сущности, государством, а потому устраивающих свою судьбу кто уж как сможет.

«Беспризорник - маленький человек, не успевший состояться как личность, становится никем, - говорит Альберт Лиханов. - Представьте себе: центры временного содержания, в которые помещают беспризорников, после  некоторого изменения законодательства не имеют права оставлять под своей крышей детей, которые не совершили никакого преступления. Государство не принимает детей, которые сознательно стремятся попасть под его крышу. В нашей стране ликвидирована детская субкультура вообще: нет детского кино, литературы, театра».

Это и есть безродное детство, которое само собой постепенно превращается в отрочество, а потом и в юность. А дальше во взрослость, и немало история людских отношений знает драматических поворотов, когда несчастные  продолжают свое несчастье не только своей собственной судьбой, но и судьбой своих детей.

Герой романа Коля Топоров обречен на беду. Он рвется к удаче, к нормальной жизни, к самостоятельности. Но над ним нет, к печали нашей, распростертой  длани доброты и сострадания. Если эта доброта и встречается, то носит она минутный, как бы мимоходный  характер. Но этого растущему человеку мало.  Он нуждается в любви постоянной, долгосрочной, если хотите, - вечной.

Альберт Лиханов своим романом кричит о бедах русского сиротства, в его защиту, во спасение, во сострадание к тому, кто теперь входит в жизнь, как в чистое поле: ничем не защищен, никем не спасаем.

Роман «Никто» – трудное чтение, но это чтение, предупреждающее против мерзости, беды, обездоленности и одиночества. Недобрый мир, окружающий нас, может и должен быть добрым. Не так легко повернуть его самому же себе улыбчивой стороной – для этого требуется особого рода умение и усилия. Но откуда они у ребенка, от рождения самого росшего в одиночестве?

В финале романа автор обращается к взрослым: «Испугайтесь, люди, своей беспощадности! Не покидайте, матери, детей…»

О месте подростка в современном мире, о страшных последствиях эгоизма, безответственности, грубости рассказывает книга Владимира Железникова «Чучело-2 или Игра мотыльков», которая не является продолжением его повести о Лене Бессольцевой.

Герои повести «Чучело-2» несмотря на свой юный возраст еще более жестокие и эгоистичные. Они борются за свое место в жизни любыми средствами, не гнушаясь украсть, обмануть. Они курят, бессовестно пользуются любовью тех, кто их любит.

Читать это произведение нелегко, однако подростки ежедневно сталкиваются с ложью, несправедливостью, и школа для многих из них не стала местом, где можно спастись от всех бед. Хотя в жизни не всегда все устраивается, как хочешь, надо верить в лучшее.

Как и в предыдущих книгах, герои повести Лии Симоновой «Круг» еще школьники, но уже перед ним встают недетские проблемы.

В центре повествования старший класс образцово-показательной школы. У ребят складываются непростые отношения с родителями и учителями. Между собой им тоже трудно найти общий язык. Первая любовь и жестокое разочарование, ложь взрослых «во спасение» и преломление ценностей…

Подростки по-разному демонстрируют свою взрослость и запутываются. «Бунтуя, они бежали от самих себя. Ненависть ко всему, что мешало им жить, желание избавиться от оков объединили их, но как же далеки они были друг от друга на самом деле».

Повесть ставит перед читателем разные вопросы:

Как правильно поступить?

Как не упасть в глазах сверстников?

Как избежать глупых ошибок?

Надо ли подчиняться большинству или стоит найти себя?

Как вырваться из круга, «у которого нет ни начала, ни конца»?

Герои повести Анатолия Алексина «Безумная Евдокия» - ученики 9 класса, их классный руководитель Евдокия Савельевна, Оля, вокруг которой разворачиваются все события произведения, и ее родители.

Алексин проводит мысль о том, что нельзя бездумно и безгранично злоупотреблять любовью и вниманием близких людей. Эгоистичное, корыстное, иногда просто легкомысленное отношение к близким тебе людям чревато болью, обидой, иногда бедой.

Невнимательная, нечуткая ко всему, что касается человеческих взаимоотношений, Оля становится причиной безумия матери и переворота во внутреннем мире своего отца.

Книга актера, сценариста, режиссера Валерия Приемыхова «Двое с лицами малолетних преступников» рассказывает о двух самых обычных школьниках – Севке Кухтине и Витьке Елхове по прозвищу Винт. Живут они в небольшом городке, попадают в различные, порой необычные ситуации.

В отличие от предыдущих произведений, представленных в этом обзоре, книга Приемыхова не оставляет тяжелого ощущения от безысходности. В ней много юмора. И автор подчеркивает, что и в нашей непростой жизни можно найти много светлого и радостного.

Смею утверждать, что самый ответственный возраст – подростковый, когда закладываются и укрепляются качества, которые могут стать основой поведения на всю жизнь. Литература, не скрывая жизненных сложностей, может приблизить подростков к постижению нравственных, социальных проблем действительности. Хотелось бы надеяться, что представленные в этом обзоре книги, помогут подросткам понять, что с ними происходит.

Категория: НАРАБОТКИ-РАЗРАБОТКИ | Добавил: Вера (29.12.2015)
Просмотров: 176 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017 Бесплатный хостинг uCoz